Metallstroykam.ru

Проф Журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Устройство тротуара из плитки

1. Область применения

1.1 . Технологическая карта составлена на производство работ по устройству сборных покрытий тротуаров на объектах Главмосстроя.

1.2 . Технологическая карта предназначена для составления проектов производства работ и с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ.

1.3 . При привязке технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства работ, объемы работ, калькуляция затрат труда, средства механизации.

2. Технология строительного процесса

2.1 . При устройстве сборных покрытий тротуаров необходимо руководствоваться СНиП III-8-76 «Земляные сооружения», СНиП III-10-75 «Благоустройство территорий», ГОСТ 17608 -72 «Тротуарные плитки», ТУ 400-1-190-79 «Фигурные элементы мощения», инструкциями ВСН-26-76 и ВСН 50-79.

2.2 . Конструктивная схема по устройству тротуаров со сборным покрытием состоит из следующих элементов:

песчаного подстилающего слоя;

основания: из песка; цементно-песчаной смеси; бетона; щебня;

покрытия из сборных плит.

Варианты конструктивных схем приведены на листе 1 .

2.3 . Устройство покрытий тротуаров, площадок и дорожек осуществляют из сборных тротуарных плиток прямоугольной и фигурных форм, изготовляемых заводами Главмоспромстройматериалов. Номенклатура изделий сборных покрытий тротуаров приведена на листе 2 .

2.4 . До начала работ по устройству тротуара должны быть выполнены следующие работы:

геодезические разбивочные работы;

подготовка земляного полотна;

доставка в зону работ механизмов, материалов, приспособлений и инструмента.

2.5 . Работы производятся в следующей технологической последовательности:

выполняется земляной ящик под бортовой камень;

устанавливается бортовой камень (если предусмотрено проектом);

устраивается подстилающий слой;

укладываются плиты покрытия;

заполняются швы между плит.

Схемы организации работ приведены на листах 3 , 4 .

Тротуары могут быть как с бортовым камнем, так и без него.

Если тротуар сопряжен с дорогой, бортовой камень устанавливается при устройстве дорог.

2.6 . Основание под тротуарные покрытия из сборных плит выполняют из песка; песка, стабилизированного цементом; щебня; цементобетона и др.

2.7 . Устройство земляного ящика под бортовой камень необходимо выполнять экскаватором «Беларусь» или автогрейдером, оборудованным откосником.

2.8 . Бортовой камень устанавливается вручную с использованием специальных захватов и обетонированием его с обратной стороны тротуара вручную.

2.9 . Подстилающий слой из песка выполняется следующим образом:

при тротуаре с бортовыми камнями песок подается на место укладки автокранами в бункерах или специальным автопогрузчиком, оборудованным ковшом, разравнивается и уплотняется. Для уплотнения используются малогабаритные уплотняющие машины или электротрамбовки;

при тротуаре без бортового камня песок подвозится непосредственно на место работ автосамосвалом или автопогрузчиком, разравнивается экскаватором «Беларусь » . Для уплотнения используются также уплотняющие машины или электротрамбовки.

2.10 . Устройство основания тротуара с бортовыми камнями необходимо выполнять с использованием автокрана и бункеров для приема и подачи материалов, автобетононасосов, виброрейки; если же тротуар без сортового камня, материалы подвозятся и разгружаются непосредственно на рабочем месте.

2.11 . Покрытие из плит размером сторон до 60 см можно укладывать специальным вакуумом-захватом конструкции треста Гордорсгрой-1 Главмосинжстроя или вручную (лист 5 ).

2.12 . Фигурные элементы мощения укладываются в покрытия вручную.

2.13 . Укладку плит следует осуществлять в соответствии с ВСН 26-76 поперечными рядами от края до края. Перед укладкой плит должны быть намечены на основании две ограничивающие линии, от одной из которых начинается укладка плит. По этим линиям забиваются колья, и натягивается между ними шнур.

2.14 . Выравнивание граней плит производят по натянутой проволоке или шнуру, расположенному вдоль укладываемого ряда. Для соблюдения горизонтальности проволоки (шнура) при большом расстоянии под ней в местах провисания выставляются маяки.

2.15 . Ширина шва между смежными плитами с размером сторон до 600 мм должна быть 5 ¸ 8 мм. Швы заполняют цементно-песчаной смесью в соотношении 3 : 1.

2.16 . При устройстве декоративных покрытий ширину шва можно увеличить до 50 мм. В этом случае шов заполняется дерном или растительным грунтом и засеивается травой. Для обеспечения требуемой ширины швов между плитами применяют специальные шаблоны.

Приспособления для контроля ширины швов приведены на листе 5 .

2.17 . Выравнивание уложенных плит выполняют легким постукиванием деревянными трамбовками. Уступы в швах смежных плит не должны превышать 2 мм. Образовавшийся у граней плит валик из песка или цементно-песчаной смеси срезают ручным шаблоном или кельмой.

2.18 . При устройстве покрытий в зимнее время целесообразно заранее до наступления устойчивых заморозков подготовить земляное полотно, подстилающий слой и основание под покрытие.

2.1 9. Работы, выполняемые в зимнее время. При укладке плит на бетонное основание в зимнее время поверхность его должна быть тщательно очищена от грязи, снега и льда и затем прогрета. Для облегчения удаления ледяного покрова рекомендуется оттаивание его раствором хлористого кальция CaCl 2 из расчета один литр на квадратный метр. Очистку и прогрев бетонного основания можно производить асфальторазогревателем, а также нагретым до температуры 180 — 200 ° С горячим песком, который укладывают слоем толщиной 5 — 7 см, с последующим его удалением и использованием для других целей.

По очищенному и подогретому бетонному основанию укладывают выравнивающий слой, подогретый до 35 ° С, из цементно-песчаной смеси толщиной до 20 мм.

Работы по устройству тротуаров во время сильного снегопада прекращаются. Подготовленные участки выравнивающего слоя укрываются передвижными навесами, брезентом или соломенными матами. Производить укладку плит при температуре ниже -15 ° С не разрешается.

Заделку швов рекомендуется производить только весной. В случае необходимости заполнения швов зимой следует предварительно подогреть места сопряжения плит и заполнить их подогретой до 35 ° С цементно-песчаной смесью.

2.20 . При укладке тротуарных плит обламывание их кромок не допускается.

2.21 . При поступлении плит с заводов они должны тщательно осматриваться, поврежденные отбраковываться.

2.22 . Передвижение механизмов по уложенным тротуарным плитам не допускается, если это не оговорено проектом.

2.23 . Допускаемые отклонения от проектных приведены в приложении 1 .

2.24 . Работы по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняются составом звена, приведенном в графике производства работ (приложение 2 ).

2.25 . Калькуляция трудовых затрат приведена в приложении 3 .

2.26 . Операционный контроль качества работ по устройству тротуаров со сборным покрытием выполняется в соответствии с требованиями СНиП III-1-76 «Организация строительного производства», инструкции СН 47-74 и др. Схема операционного контроля приведена в приложении 4.

2.27 . При производстве работ необходимо соблюдать правила техники безопасности согласно СНиП III-4-80 , системе стандартов безопасности труда, «Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».

3. Технико-экономические показатели

(на 100 м 2 тротуара)

Затраты труда, чел.-дн. — 18,39

Потребность в машинах, маш.-см. — 0,17

Стоимость затрат труда, руб. — 78,78

Затраты труда на 1 м 2 , чел.-дн. — 0,184

Стоимость затрат труда на 1 м 2 , руб. — 0,788

Варианты и технологии правильной укладки плитки для тротуара, необходимые материалы и инструменты

Тротуарная плитка ценится за практичность, высокую прочность, долговечность, устойчивость к влаге и перепадам температуры. Она не выделяет вредные для человека вещества при нагревании, как асфальтовое покрытие. Многообразие форм, размеров, расцветок и фактур дорожно-строительного материала поражает воображение. Комбинируя разные виды изделий, можно создавать красивые покрытия. Укладка тротуарной плитки требует строгого выполнения всех строительных правил. Если технология мощения нарушается, покрытие быстро разрушается.

Виды плитки для тротуара

Она может быть вибролитой и вибропрессованной. Изделия отличаются технологией изготовления. Вибролитые элементы создают, утрамбовывая раствор на вибростоле. При изготовлении вибропрессованного изделия смесь подвергается давлению с вибрацией. Вибропрессованные изделия имеют более высокую прочность. Плитку производят из бетонной смеси и глины. В состав добавляют отсевы гранитных пород и пластификаторы. Самой прочной является гранитная плитка. Ее изготавливают из натурального гранита.

Изделия могут иметь ромбовидную, шестиугольную, прямоугольную, квадратную и клиновидную формы. Пользуется популярностью фигурный материал «Волна» (с волнообразными краями), «Клевер» (с полукруглыми выступами) и «Кость» (напоминает катушку). Существует много способов укладки ромбовидной плитки (шестигранники, снежинки, звезды). Из ромбов можно создать покрытие с эффектом 3D.

Советы по выбору

Для создания садовых дорожек возле коттеджей и загородных домов приобретают вибролитую плитку толщиной 40 мм. Вибропрессованные изделия можно укладывать на дорогах с большой нагрузкой (площадях, тротуарах). Они должны иметь толщину не менее 60 мм. Если планируется укладка на улице на проезжей части, лучше использовать гранитную плитку. Интенсивное движение легкового автотранспорта выдержит материал толщиной 70-80 мм. Если по дороге будут ездить грузовики, толщина покрытия должна составлять 100 мм.

Перед покупкой нужно оценить качество плитки. На ее поверхности не должно быть отверстий, зазубрин и щербин. При постукивании плиток друг о друга должен появляться звонкий звук. Если звук глухой, от покупки товара надо отказаться. Не стоит покупать ярко окрашенные изделия, а также те, в которых есть пустоты. Чтобы оценить плотность материала, нужно попросить его разбить. Необходимо выяснить, насколько ровной является поверхность изделия. Если тротуарная плитка всеми углами на стол легла, ложится ровно и не качается, она качественная.

Читать еще:  Укладка тротуарной плиткой частный дом

Варианты укладки

Перед приобретением тротуарной плитки надо выбрать вариант укладки. На прямых и ровных участках проще всего выполнить линейную схему. Такая технология укладки тротуарной плитки является самой простой. Она позволяет экономно расходовать материал.

Линейная раскладка может быть горизонтальной, вертикальной, прямой или со сдвигом. При смещении рядов узор покрытия напоминает кирпичную кладку. Если использовать изделия разных оттенков, можно получить эффект «гусеничного следа». Ряды плитки иногда размещают под углом к линии дорожки. Такая укладка называется диагональной.

Если используется диагонально-угловая схема раскладки, формируется рисунок «елочка» или «плетенка». Чтобы уложить «елочку», ряды плитки располагают под углом 45° к линии дорожки. «Плетенку» мостят, чередуя горизонтальную и вертикальную укладку. Диагонально-угловая схема отличается высокой прочностью. Она зрительно уменьшает пространство.

Плитку можно укладывать модулями из 2-3 элементов. Сочетая 2 цвета, создают шахматный узор. Если использовать элементы разного размера и оттенка, получится оригинальный хаотичный рисунок. На придомовой территории красиво смотрится спиральная раскладка. Чтобы создать декоративные круги, надо приобрести материал с клиновидными элементами. Художественную раскладку выполняют из изделий разных форм и расцветок. Подбирая способы укладки плитки, надо учитывать дизайн архитектурных строений и приусадебной территории.

Необходимые материалы и инструменты

Чтобы выполнить работы по укладке, необходимо приобрести инструменты:

  1. Штыковую и совковую лопаты для выемки грунта.
  2. Грабли, чтобы разравнивать поверхность сыпучих материалов.
  3. Колья и веревку для разметки участка.
  4. Резиновый молоток для выравнивания материала (деревянная киянка с резиновой головной частью).
  5. Строительный уровень (1,5-2 м).
  6. Рулетку.
  7. Щетку или веник.
  8. Штамповку.
  9. Резиновый шпатель.
  10. Ровную планку для выравнивания поверхности слоев.
  11. Болгарку (диск с алмазным напылением).
  12. Лом, чтобы выполнить демонтаж тротуарной плитки.

Нужно приготовить бордюры, песок, щебень (фракции 10-20, 20-50) или гравий, штукатурную смесь или цемент (М400, М500). Чтобы укрепить фундамент покрытия, понадобится арматурная решетка с ячейками 10х10 или 8х8 см. Создать покрытие на большой площади поможет машина для укладки.

Разметка будущих дорожек

Чтобы правильно выложить плитку самому, сначала надо сделать разметку. Начинать работы нужно возле здания, забора или ворот. Возле сооружения надо забить 2 колышка. Расстояние между ними должно соответствовать ширине дорожки. Ширину покрытия лучше подогнать под размер изделия, чтобы не пришлось резать материал. Поскольку конструкция будет поддерживаться бордюрами, необходимо оставлять для них место (10 см с каждой стороны). Другие 2 колышка забивают возле другого строения. Между колышками натягивают 2 веревки.

Укладка уличной плитки на большой территории осуществляется после ее раздела на полосы шириной 1-1,5 м. Если дорога имеет изгибы, ее разделяют на небольшие участки. Разметку каждого участка делают отдельно.

Земляные работы и защитный слой

Объем земляных работ зависит от вида грунта. Если почва плотная и глинистая, достаточно снять слой толщиной 15-20 см, чтобы удалить корни растений. Когда грунт рыхлый, необходимо удалить слой толщиной 30-35 см. Если планируется укладка тротуарной плитки зимой, траншею для мощения нужно подготовить до холодов.

На поверхность траншеи насыпают песок. Песок утрамбовывают вместе с почвой. Чтобы оставшиеся в грунте семена растений не прорастали и не разрушали покрытие, на дно траншеи укладывают нетканое полотно. Полосы материала должны перекрывать друг друга на 15-20 см.

Устройство дренажа

Правильная укладка плитки не является гарантией долговечности покрытия. Грунтовые и дождевые воды постепенно вымывают частицы песка и грунта, разрушая основание дороги. Чтобы влага не испортила покрытие, необходимо сделать дренажный слой.

На дно траншеи нужно насыпать щебенку. Толщина слоя должна составлять 15-18 см. Щебень надо хорошо утрамбовать и разровнять. Сверху насыпается и также разравнивается тонкий слой песка, на который укладывают нетканое полотно. Нужно позаботиться о том, чтобы вода стекала к краям дорожки. Для этого делают поперечные и продольные уклоны. Подушка под тротуарную плитку выполняется на последнем этапе подготовительных работ.

Размещение ограждающих бордюров

Укладка бордюра осуществляется сразу после выполнения работ по устройству дренажа. Лучше использовать готовый штучный бордюр из бетона. Бордюрные блоки устанавливают возле вертикального среза грунта по краям дороги. Желательно, чтобы верхний край бордюра находился на 1-2 см выше уровня почвы. Иначе дорожки будут постоянно грязными.

Бордюрные блоки закрепляют бетонным раствором. После укладки бордюра нужно проверить, насколько он ровный. Для этого используют строительный уровень. Если некоторые блоки установлены неправильно, их положение корректируют деревянной киянкой.

Применяемые виды оснований

Перед тем как выложить площадку плиткой, нужно сделать основание. Подстилающий слой помогает выровнять поверхность участка. Он придает покрытию устойчивость и увеличивает его прочность. Надежное основание не позволяет тротуару разрушаться под весом людей и машин. Оно защищает покрытие от разрушения в осенне-зимний период, когда в его зазорах образуется лед.

Технология укладки тротуарной плитки зависит от способа эксплуатации покрытия. Если нагрузка на его поверхность будет небольшой (пешеходная дорожка), достаточно сделать подстилающий слой, состоящий из песка и цемента. Если мощение осуществляется под автомобиль, необходимо бетонное основание.

Бетонное

Перед бетонированием основания выполняют работы по армированию. Арматурную сетку укладывают на металлические или каменные подставки. Арматура должна находиться на 3-5 см выше поверхности траншеи. Гарцовка для тротуарной плитки готовится из песка и цемента в пропорции 3:1. Лучше использовать речной или карьерный мытый песок. В нем не должно быть частичек глины или извести. Раствор равномерно и тщательно распределяется по участку траншеи, чтобы добиться ровной поверхности.

Лучше сразу залить бетоном всю дорожку. Если часть работ откладывается на следующий день, залитый бетоном участок надо накрыть полиэтиленом. Бетонное основание под тротуарную плитку должно иметь толщину 10-12 см. Чтобы цементная подушка была прочной, ее 3-5 дней увлажняют. После увлажнения бетон накрывают полиэтиленом. Укладывать покрытие можно через 7-12 дней.

Из песка и цемента

Траншея засыпается смесью песка и цемента. Ее готовят в пропорции 3:1. Толщина песочно-цементного основания должна составлять 12-15 см. Подстилающий слой нужно хорошо утрамбовать и выровнять. Если глубина траншеи слишком большая, ее можно уменьшить с помощью песка. Песок насыпают под основание и тщательно трамбуют.

Технология мощения тротуарной плиткой требует, чтобы цементно-песочная смесь была сухой. Поэтому лучше делать основание непосредственно перед мощением в сухую погоду. Цементно-песочный слой нужно укладывать на геотекстиль. Если этого не сделать, песок быстро вымоется, а плитка просядет.

Обработка плитки перед укладкой

Перед монтажом плитку нужно обработать гидрофобным раствором. Средство повысит морозоустойчивость и влагостойкость материала, а также увеличит срок его эксплуатации. Гидрофобизаторы улучшают декоративные качества и защищают от грибковых микроорганизмов. На обработанной гидрофобным раствором поверхности не появляются солевые пятна. Материал погружают в гидрофобный состав, затем высушивают. Процедуру повторяют.

Во время обработки нужно тщательно осматривать все элементы. Изделия с дефектами нужно отложить. Когда понадобится резать тротуарную плитку, чтобы оформить углы, бракованные элементы пригодятся.

Работы по укладке нужно осуществлять при подходящих погодных условиях. Погода должна быть сухой и безветренной. Нельзя укладывать покрытие на песчано-цементное основание при минусовой температуре. При замерзании почва расширяется, а после оттаивания проседает. Если уложить покрытие на замерзший грунт, после его оттаивания оно разрушится. Правила укладки тротуарной плитки позволяют выполнять работы на бетонном основании во время мороза, но делать это нежелательно.

Монтаж

Тротуарную плитку на бетонном основании закрепляют цементным раствором. Швы полностью заполняют смесью. При этом толщина швов не должна превышать 3 мм. Укладывая элементы, нужно находиться на покрытии. Наступать на основание нельзя. После укладки каждого ряда нужно проверять качество выполненных работ строительным уровнем. Элементы, которые уложены неправильно, выравнивают резиновым молотком.

На цементно-песочное основание необходимо укладывать, вбивая каждый элемент деревянной киянкой. Материал должен надежно закрепиться в основании. Если изделие «проваливается», под него нужно насыпать слой песка. Зазоры между плитками заполняют смесью или песком. После выполнения работ покрытие увлажняют из шланга с распылителем. Если в зазорах смесь «просела», нужно насыпать в них еще немного смеси. Пользоваться покрытием можно через 2-3 дня.

Заделка швов тротуарной плитки осуществляется с помощью песка, цементной или бетонной смеси. Если используется песок, его нужно предварительно просеять. Цементную смесь готовят из цемента и песка в соотношении 1:5. При приготовлении бетонной смеси цемент смешивают с песком в пропорции 1:3. Песок и смеси должны быть сухими. Выкладка затирки осуществляется с помощью резинового шпателя. Уровень смеси в зазорах должен составлять от 1/2 до 3/4 высоты плитки. Излишки смеси сметают с покрытия веником.

После этого приступают к заливке швов. Когда смесь застынет (через 1-3 суток), в зазоры насыпают смесь и снова ее увлажняют. После высыхания состава процедуру повторяют в третий раз. Возможно, что придется добавлять смесь в швы еще несколько раз. Заканчивать работу можно тогда, когда смесь в зазорах будет на одном уровне с поверхностью плитки.

Читать еще:  Как укладывают теплый пол под плитку

Участок

При оформлении территории загородного дома или дачного участка особое внимание уделяется пешеходным и подъездным дорожкам. Они должны быть функциональными и нести эстетическую составляющую. Многие владельцы недвижимости выбирают брусчатку, которая прекрасно справляется с возложенными на нее обязанностями. В статье речь пойдет о технологии укладки брусчатки своими руками.

Содержание:

Брусчатка отличается рядом достоинств:

  • устойчива к изменчивым погодным условиям;
  • стойка к истиранию и другим механическим воздействиям;
  • позволяет выполнять частичный ремонт по сравнению с монолитными бетонными или асфальтовыми покрытиями;
  • отличается долгим сроком службы;
  • разнообразные размеры, фактуры и оттенки дают возможность проявить творчество и решить любые дизайнерские задачи.

Виды брусчатки

Конечно, вышеперечисленные достоинства могут незначительно отличаться друг от друга в зависимости от материала, из которого изготовлена брусчатка.

Бетонная брусчатка

  • Этот материал для изготовления довольно популярен. Изделия могут иметь различную форму и расцветки. Но в связи с тем, что смесь в процессе производства не всегда окрашивается в массе, стойкость к истиранию таких изделий невысока.

  • Пористая структура гигроскопична и, следовательно, постепенно разрушается под действием смены температурных режимов. Срок службы такой брусчатки составляет около 7 лет. Стоит отметить, что цена на данную продукцию довольно привлекательна, поэтому ее часто выбирают в качестве мощения.
  • Более высокими эксплуатационными показателями отличается брусчатка, произведенная методом вибропрессования бетона. Выбор цветовой гаммы довольно широк, к тому же изделия способны выдерживать большие нагрузки. Такие элементы применяются для обустройства дорожек с высокой проходимостью.

Гранитная брусчатка

Из этого природного материала получается надежное покрытие с длительным сроком службы (до 50 лет), ведь гранит считается вечным камнем. Обработка добытого камня может выполняться вручную или механическим способом. В свою очередь, гранитную брусчатку подразделяют по способам «огранки»:

  • колотые элементы получают методом хаотичного раскалывания каменной глыбы. В таком случае все грани получаются неровные;
  • пиленная на станке брусчатка представляет собой изделие с ровными сторонами;
  • колото-пиленая производится посредством совмещения двух предыдущих способов обработки. В итоге у данного изделия поверхности 2-х граней получаются гладкими и ровными (преимущественно боковые, что значительно упрощает их монтаж).

Клинкерная брусчатка

  • Высокотемпературная термическая обработка натуральной глины и добавление специальных присадок образуют очень прочный материал. Благодаря плотной структуре гигроскопичность изделий мала. При изготовлении в массу не добавляются красители, цветовая гамма формируется за счет используемого вида глины и температуры обработки в печи. Клинкерная продукция не боится морозов и воздействия ультрафиолетовых лучей.

Резиновая брусчатка

  • Относительно новый материал для изготовления брусчатки – резина. Такие изделия выгодно приобретать в экономическом плане, так как при расчетах вкладывать дополнительные проценты на элементы со сколами, трещинами и другими повреждениями не нужно.
  • Они отличаются еще одним преимуществом – травмобезопасностью, поэтому их часто выбирают те семьи, в которых есть дети. Производители рекомендуют осуществлять укладку на твердое ровное основание (асфальт, бетон). Срок эксплуатации покрытия может составлять 10-12 лет.

Размеры и форма брусчатки

Геометрия элементов довольно разнообразна и выбор осуществляется лишь на собственных предпочтениях. Конечно, чем правильнее форма, тем проще выполнить мощение.

  • Прямоугольная – классический вариант для монтажа. Практичность и легкость монтажа являются основными достоинствами штучного материала.
  • Круглая или шестиугольная (гексагональная) – позволяет выложить мозаику, оригинально оформить тротуарную дорожку.
  • Фигурная – может создать некоторые трудности при укладке, но при этом предоставляет широкие возможности для решения дизайнерских идей.
  • Крупная (массивная) – отлично смотрится на больших площадях. Такой вариант изделий потребует трудоемких работ по укладке.

Наиболее популярными размерами элементов правильных форм являются 100х100х100 мм или 200х100х100 мм. Что касается колотых изделий из гранита, то их размеры имеют отклонения, не превышающие ±10 мм. Для дорожек с малой проходимостью можно использовать продукцию и с меньшей толщиной – 50 мм.

Технология укладки брусчатки

Для укладки плитки брусчатки необязательно обращаться в специализированную фирму, здесь вполне можно обойтись собственными силами. Главное, следовать основным правилам и соблюдать рекомендации.

Ширина дорожки выбирается исходя из личного удобства, но необходимо учитывать количество целых элементов, входящих в один ряд. Это значительно сократит время на кладку, так как не придется подгонять брусчатку по размерам.

Технологию укладки брусчатки разделяют на этапы:

  • создание проекта;
  • подготовка основания;
  • укладка материала;
  • заполнение швов.

К выполнению каждого пункта необходимо подходить со всей тщательностью.

Проект мощения брусчаткой

  • Под составлением проекта подразумевается определение места расположения и площади дорожек и подъездных путей. На данном этапе подбирается форма, размер, а также варианты укладки брусчатки. Расцветка дорожек должна соответствовать общему стилю ландшафта.

  • Особое внимание уделяется рельефу. Уклон грунта должен быть организован таким образом, чтобы дождевые и талые воды стекались от цоколя строения в дренажные системы, а не наоборот. Этот показатель может равняться 1,5-2 см на каждый метр.
  • Если перепад высот грунта слишком велик, то рельеф выравнивается искусственным способом, то есть, снимая почву с одной части ее пересыпают в недостающую сторону.

Основание под брусчатку

От того насколько тщательно и правильно будет подготовлено основание зависит срок службы покрытия.

  • Колышки вбиваются по длине будущей дорожки, промежуток между ними не должен превышать 3 м. Это поможет избежать кривизны натянутой бечевки.

  • Выемка грунта осуществляется на глубину 30-50 см в зависимости от состояния грунта и предназначения дорожки. Так, для садовой дорожки считается достаточной глубина 30 см, подъездной – 50 см.

Слои пирога сооружаются следующим образом (снизу вверх).

Для пешеходных дорожек с малой проходимостью:

  • геотекстиль;
  • щебень фракции 20х40, толщина слоя 20 см;
  • песок без примесей глины с толщиной слоя не менее 10 см.

Дорнит предотвратит деформацию земляного полотна, особенно подложка необходима, если грунт неустойчивый. Данное полотно не позволит пробиться растительности между штучными элементами. Однако при монтаже брусчатки под навесом или в беседке геотекстильный материал можно не применять.

  • Слой гравия выравнивается с помощью граблей, используя уровень, попутно создается запланированный уклон. Вдоль канавы устанавливаются бордюры, для надежной фиксации используют песчано-цементную смесь. Они служат не только для эстетического восприятия, но и выполняют функциональную роль – в них будет упираться брусчатка, что не позволит ей «расползаться» во время эксплуатации.
  • Не менее чем через сутки выкладывается слой из песка. Для трамбовки лучше использовать специальную машину, которая значительно облегчит этот процесс, но если закладываемая площадь невелика, то вполне подойдут и подручные средства. Песчаную прослойку следует полить водой для более качественного уплотнения.

  • Далее необходим еще один слой сухого песка, толщиной 4-5 см, на который и будет осуществляться укладка брусчатки.

Для пешеходных дорожек больших площадей и проходимостью со средней интенсивности:

  • геотекстиль;
  • щебень фракции 20х40, толщина слоя 20 см;
  • сухая смесь из песка и цемента в соотношении 1:1, где толщина слоя оставляет около 10 см;
  • вместо предыдущих 2-х слоев можно применить тощий бетон. В составе раствора увеличено количество гравия и песка, а цемента – наоборот, уменьшено.

Особую прочность основанию придаст армирование. После полного высыхания создается дополнительный слой из песка (3-5 см).

Для подъездных и пешеходных дорожек с эксплуатацией высокой интенсивности:

  • геотекстиль;
  • щебень фракции 20х40, толщина слоя 20 см;
  • бетонная смесь.

  • По всему периметру участка поверх гравийного слоя сооружается опалубка, высота бортов может варьироваться от 10 до 20 см. Далее обязательно укладывается арматура или специальная дорожная сетка, которые придадут фундаменту прочность.
  • В готовую конструкцию заливается бетонная смесь, разравниванию поверхности следует уделить должное внимание. Небольшие неровности нивелирует слой песка (4-5 см) насыпанный на просохшее бетонное основание.
  • Если данная поверхность будет предназначаться под проезд автотранспорта, то в песок добавляется цемент или используется плиточный клей. Песчано-цементной смесью и выполняется заполнение швов. В данном случае смачивать поверхность не следует.
  • Также не рекомендуется эксплуатировать покрытие под высокими нагрузками. Необходимо дать время «отлежаться» брусчатке, со временем дожди намочат ПЦС и она станет прочной.

Укладка брусчатки своими руками

  • Перед началом работ надо провести «репетицию», особенно, если с помощью разноцветных элементов планируется выложить орнамент (узор). Укладка производится от бордюра к центру и по длине – от одного края до другого.
  • Элементы монтируются плотно друг к другу, желательно, чтобы зазор между ними был минимальным. Несомненно, избежать образования щелей невозможно на поворотных и криволинейных участках, но следует следить за их равномерным расположением. Позже они будут заполнены песком.
Читать еще:  Термостойкая керамическая плитка

Укладка брусчатки фото

  • После укладки каждого ряда уровнем проверяется горизонталь, даже небольшие отклонения каждой полосы приведет в дальнейшем к смещению всего покрытия.
  • Подгонка производится путем несильного постукивания резиновым молоточком (киянкой). При необходимости брусчатка подпиливается болгаркой с отрезным алмазным диском. Резиновые изделия подгоняются посредством электрического лобзика. Элемент обрезается таким образом, чтобы он плотно прилегал к бордюру. С наличия крупных щелей начинается разрушение покрытия.
  • По завершении работ желательно всю поверхность уплотнить посредством виброплиты (компрессионной машины) с резиновым основанием, дабы избежать повреждения материала. Это значительно укрепит покрытие, а значит, продлит срок его службы.
  • Укладывать гранитную брусчатку лучше поочередно из разных упаковок, так как они могут разниться оттенками. Такой метод минимизирует цветовое расхождение.

Укладка брусчатки видео

Заполнение швов между брусчаткой

  • После завершения мощения швы между элементами заполняются просеянным песком. Такая манипуляция не только предотвратит деформацию покрытия, но и воспрепятствует появлению ростков.
  • Небольшое количество песка высыпается на часть дорожки и при помощи веника или щетки наполняются швы. Излишки песка сметаются или смываются слабой струей воды. После данной процедуры желательно еще раз заполнить щели до минимальной усадки песка и затем уплотнить поверхность виброплитой.

Дорожки из брусчатки для дач и загородных домов являются оптимальным вариантом. Натуральное «происхождение» материала позволяет идеально вписаться в окружающую обстановку, не создавая дисгармонию. Использование разных схем, сочетание цветовых оттенков дают возможность оформить территорию оригинально и интересно.

Технология укладки тротуарной плитки – рассмотрим основные нюансы процесса

Обратный звонок

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Отправить заявку

Оставьте свой телефон и менеджер с вами свяжется

Что нужно для укладки тротуарной плитки, с чего начать выполнение работ?

Укладка тротуарной плитки состоит из таких этапов:

  1. Выбор материала для замощения, расчет количества необходимого сырья.
  2. Подготовка площадки.
  3. Разметка границ.
  4. Определение уклонов для отвода дождевых и талых вод.
  5. Устройство подстилающих слоев.
  6. Непосредственно сама укладка ФЭМ.

Рассмотрим каждый пункт подробно.

Выбор материала для замощения, расчет количества необходимого сырья

При выборе фигурных элементов мощения ориентируйтесь не только на свои эстетические взгляды и финансовые возможности, но и обязательно на технические требования, предъявляемые к условиям эксплуатации различных площадей.

Определяя количество материала, учитывайте следующие моменты: если площадка приближена к прямоугольнику, достаточно к общему объёму ФЭМ добавить 3-4%; в случае криволинейной – 5-7%. Это обуславливается тем, что часть материала уйдёт в отходы при подрезке, что-то может разбиться при доставке и выгрузке.

Желательно, оставить в запас несколько квадратов, т. к., если через несколько лет станет вопрос о ремонте покрытия, такого вида плитки может не оказаться в продаже. Количество отходов также зависит от способа укладки: при диагональной их больше, чем при параллельной.

Объем необходимых сыпучих материалов можно вычислить только приблизительно: общую площадь умножьте на толщину подсыпки с учетом коэффициента уплотнения 1,4. В ЗИЛ входит около 3-3,5 м3 по весу 5-6 т, в КАМАЗ – 6м3 или 12 т. Для ограничения тротуарной плитки необходим поребрик (бордюр парковый) или бордюр дорожный. Эти элементы могут быть разных размеров и применяются в зависимости от назначения площадки.

Обязательно требуйте у поставщиков сертификаты качества и санитарно-эпидемиологические заключения на приобретаемые стройматериалы. Ответственный производитель и продавец всегда предоставят вам оригиналы этих документов.

Подготовка площадки к монтажу

Правильная подготовка под укладку тротуарной плитки– это залог долговечности выполненного мощения. Перед началом работ обязательно проверьте открывание дверей и ворот, заезд в гараж, высоту крыльца. Учитывайте, что выполненное покрытие добавит минимум 10 см.

Возможно, понадобится выемка или досыпка до необходимого уровня. Выемка обязательна и в том случае, если на участке свежий грунт – просадки ФЭМ не избежать. Досыпку до необходимого уровня лучше выполнить щебнем, грунт для этих целей использовать нельзя. Если на вашем участке старое уплотненное основание и позволяет высота, выемку можно не делать.

У заказчиков часто возникает вопрос: обязательно ли снимать старое асфальтовое или бетонное покрытие. Можно и не снимать, но учитывайте, что старое покрытие будет задерживать влагу и мешать быстрому высыханию плитки после дождя, это может привести к образованию плесени, разрастанию мха.

Разметка

Планировку территории необходимо продумать заранее: померить габариты участка, размеры строений, расстояния между основными точками, учитывая крупные растения, и составить план-схему.

На местность все переносится с помощью колышков и шнура. На прямолинейных участках нужно забить колышки в углах, на криволинейных – по периметру. Отступив от поверхности земли 7-10 см, натягивается шнур для обозначения границ.

Определение уклонов для отвода дождевых и талых вод

Очень важно правильно организовать уклоны для стока воды – от зданий и сооружений на газон, в водоотводные или дренажные колодцы. Уклон может быть поперечным, продольным или комбинированным и составлять не менее 5% (5 мм на 1 м).

На больших площадях лучше использовать нивелир, но чаще всего укладчики применяют гидроуровень или обычный уровень в сочетании со шнуром-порядовкой.

Устройство подстилающих слоев

Для устройства подстилающего слоя используют щебень, песок, бетон, гранитный отсев, шлак гранулированный, гарцовку (сухую смесь цемента и песка из расчета 1:8). Вид основания зависит от условий эксплуатации, толщины плит и определяется проектом выполнения работ. Все слои необходимо тщательно утрамбовывать и поливать водой.

Рассмотрим три варианта подготовки основания по уплотненному грунту:

  1. Интенсивное движение грузового транспорта: щебень фракции 20-40 мм, толщиной 10-20 см, заливка бетона 10 см с арматурной сеткой без связки, укладка плитки производится на раствор марки М150 (цемент и песок 1:3).
  2. Легковой транспорт: щебень фракции 5-20 мм толщиной 10 см, гарцовка или шлак гранулированный – 5-7 см.
  3. Без заезда транспорта – слой гарцовки или шлака гранулированного 5-7 см.

Гарцовку лучше готовить непосредственно на стройплощадке в бетоносмесителе из расчета на одну рабочую смену, со временем ее качество, особенно в сырую погоду, ухудшается.

На чистый песок производить укладку не рекомендуется, так как необходимо будет принимать дополнительные меры по предотвращению вымывания его из-под плитки: полностью промазывать все примыкания ФЭМ раствором особенно изнутри, организовывать отвод атмосферных осадков с помощью водоотводных лотков, установленных на бетон. Эти меры приведут к дополнительному удорожанию проведения работ по укладке тротуарной плитки, хотя сам песок дешевле, чем другие сыпучие.

Узнайте из этого видео еще больше о технике подготовки основания для укладки тротуарной плитки, и как происходит поэтапный процесс:

Техника мощения ФЭМ – порядок производимых работ

Для производства работ по укладке тротуарной плитки необходимы такие инструменты:

  • резиновая или деревянная киянка (специальный молоток);
  • трамбовка (лучше, надёжнее и быстрее использовать механическую бензиновую или электрическую, но на небольших участках можно обойтись и ручной);
  • колышки;
  • шнур;
  • мастерок;
  • уровень;
  • правило;
  • швабра или грабли;
  • жесткая щетка.

Существует множество способов укладки ФЭМ, они разделяются по цвету (одноцветное и многоцветное) и по расположению меж плиточного шва (четко направленное, радиальное и хаотичное).
Существуют основные правила и принципы укладки тротуарной плитки.
Тротуарные плиты укладываются на тщательно выровненный подстилающий слой и втрамбовываются с помощью киянки. Правильность укладки контролируется с помощью уровня.

Для ограничения площадки необходимо установить бордюр или поребрик. Для его установки натягивается шнур, по нему выкапывается траншея. На её дно насыпается песок и трамбуется. После этого производится установка бортового камня на бетон.

Следует обратить внимание на симметричность, правильность укладки плитки в центральных местах вашей площадки – ворота, вход в дом, вид из окна.

До укладки ФЭМ вокруг дома или гаража (особенно если есть подвал) необходимо выполнить отмостку с проведением комплекса работ по гидроизоляции, т. к. через швы тротуарной плитки вода будет просачиваться и попадать в подвал. Поверх отмостки можно уложить плитку, и вся площадь будет выглядеть единым полотном.

По поверхности уложенной ФЭМ рассыпается сухой песок и тщательно распределяется в межплиточные швы. Желательно эту процедуру проделать несколько раз, сочетая с поливом водой из шланга или лейки, чтобы добиться заполнения щелей песком.

В этом видеоуроке узнайте пошаговую инструкцию о технологии укладки тротуарной плитки — как правильно производится ее монтаж:

Обязательно осмотрите всю поверхность на предмет попадания бетона или раствора – через несколько дней будет просто невозможно очистить брусчатку. Выполните обратную засыпку бордюрного камня, уберите весь мусор – и вот вы счастливый обладатель нового двора, беседки или стоянки.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector