Metallstroykam.ru

Проф Журнал
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как сделать из дерева человека

Как сделать скульптуру из дерева. Советы профессионала.

Работу по созданию скульптуры из дерева можно разделить на несколько этапов, во время которых вам будет нужен различный инструмент и материал.

Подготовительный этап

Первый этап — подготовительный. Вы должны решить, что именно вы хотите сделать. Идеи создания скульптуры могут возникать самым разным образом — иногда это результат продолжительных поисков, а иногда, идея буквально падает, как снег на голову. Порой, образы возникают после просмотра фильмов, чтения книг, бесед с друзьями, иногда просто приходят во сне. Большую помощь может оказать посещение художественных выставок и литература по искусству. Я не говорю о копировании уже созданных работ, просто накопленный объём информации часто приводит к рождению собственной оригинальной идеи. Блажен тот, кому не знакомы муки творчества.

Итак, идея у вас есть. Теперь необходимо создать эскизы. Здесь могут быть различные пути. Это зависит от вашего пространственного воображения. Если вы хорошо представляете себе создаваемую фигуру, вы можете ограничиться схематичным наброском в двух проекциях. Если фигура сложная и вам необходимо разобраться в её пространстве, можно сделать модель, где сохранены основные пропорции, но без тщательной деталировки. Если же вы плохо представляете в пространстве создаваемый вами образ, следует сделать подробный эскиз с деталировкой и проработанной светотенью. Потом на основании этого эскиза лепится модель, по которой уточняется эскиз и строятся схемы в двух или трёх проекциях. Если у вас достаточный опыт, будущая работа имеет простую форму, и вы хорошо представляете её, можно обойтись вообще без эскиза, сразу начав с разметки дерева. По своему опыту могу сказать, что некоторые вещи мне проще вырезать, нежели нарисовать.

На этом этапе вам понадобятся карандаш, ластик, бумага (для рисования), проволока для каркаса, пластилин или глина и стеки (для создания объемной модели).

Дерево подбирают в соответствии с замыслом. Следует помнить, что для работ с обилием мелких деталей не стоит брать дерево с выраженной фактурой, и напротив, древесина с выраженным рисунком красиво подчеркнёт простые, лаконичные формы. И ещё, если вы планируете миниатюру с тонкой резьбой и обилием мелких деталей, не стоит брать мягкие породы дерева, так как они плохо держат тонкую грань и скалываются, если не в процессе резьбы, то позже.

Слепленная приблизительная модель и размеченная заготовка.

Грубая обработка и выборка основных форм

Второй этап — грубая обрубка и выборка основных форм. Первым делом необходимо определить основание — «ноги» фигуры. Заготовку опиливают пилой со средним зубом по возможности перпендикулярно центральной оси. Потом, если спил получился неровный, его подравнивают. Необходимо ответственно отнестись к выполнению этой работы, так как от неё зависит весь последующий результат.

Затем, находят центр симметрии заготовки и размечают его. Через центр следует провести две перпендикулярных линии. От этих перпендикуляров проводят линии по вертикальной части заготовки. Это — линии симметрии заготовки во фронтальной и боковых плоскостях. Их следует проводить, пользуясь угольником — они должны быть строго перпендикулярны основанию. Линии симметрии заготовки не обязательно должны совпадать с осью симметрии фигуры. Эти линии являются вспомогательными, с их помощью на заготовку переносятся приготовленные вами схемы. В процессе резьбы эти линии срезаются, но желательно их возобновлять.

Эту работу лучше выполнять при помощи угольника, рулетки, штангенциркуля и линейки. Если вы работаете с достаточно крупной формой, линии лучше наносить маркером или фломастером, так как они ярче и меньше стираются, чем карандаш.

Опиленные и размеченные брёвна для скульптуры.

Грубая обрубка прямых плоскостей проводится пилой или топором, фигурные плоскости вырубаются теслом. При работе тяжёлым инструментом следует оставлять значительный запас древесины.

Исходный эскиз обобщается до геометрической фигуры, состоящей из прямых линий. Контрольные точки — вершины углов наносятся на заготовку и соединяются прямыми. Разметку следует проводить пользуясь измерительным инструментом. При работе с круглым бревном надо помнить о перспективном сокращении и строить перпендикуляры от плоскостей, а не по поверхности бревна.

Обычно первой вырубается проекция, требующая максимального удаления материала. После этого, на полученной поверхности восстанавливают линии симметрии заготовки, и, отталкиваясь от них, тем же способом строят абрис второй проекции. При обрубке надо следить, чтобы грани не перекручивались и были параллельными (фронтальная и тыльная, правая и левая).

Несмотря на кажущуюся громоздкость этого метода он достаточно прост. Это одна из тех вещей, которые проще показать, чем объяснить.

Для этой работы вам понадобится пила с мелким или средним зубом, плотницкий полутопорик, тесло прямое и полукруглое.

Обрубленные по четырем плоскостям заготовки с эскизами и основным инструментом.

Вырубка фигуры на четыре грани

Третий этап — вырубка фигуры на четыре грани. На основе созданных эскизов, на заготовку наносится уточнённый абрис фигуры, и вырубается по фронтальной, тыльной и боковым граням. Углы между гранями должны быть прямыми. На этом же этапе разделяются основные массивы — например — разведённые руки, правая и левая нога. Абрис фигуры продолжает оставаться обобщённым. Попытка округлить фигуру на этом этапе приводит к неизбежным ошибкам.

Для этой работы используются крупные стамески.

Фигуры, обрубленные на четыре грани.

Гранение на восемь граней

Четвёртый этап — гранение на восемь граней. У получившихся квадратных заготовок срезают углы, образуя ещё четыре дополнительных грани. Обрезку следует проводить с учётом будущего рельефа фигуры (в отлогих, вогнутых местах грань снимают шире, на выпуклостях — уже). Оси симметрии заготовки теряют своё значение их можно больше не возобновлять, зато большое значение приобретают сои симметрии самой фигуры и её частей. При изображении фигуры человека эти оси проходят вдоль позвоночника и крупных костей конечностей. Наносить эти линии лучше простым карандашом, так как он меньше пачкается и не проникает глубоко в древесину.

На этом этапе окончательно уточняется положение фигуры, её динамика и пластика. Мелкие детали пока отсутствуют, но художественный замысел виден уже вполне отчётливо. Именно сейчас у вас есть возможность окончательно отредактировать позу и силуэт фигуры, уточнить до сих пор не ясные моменты.

Округление и деталировка на этом этапе также преждевременна.

На этом этапе используются более мелкие стамески и ножи (косяки и богородские).

Фигуры, гранёные на восемь граней.

Округление и деталировка фигуры

Пятый этап — округление и деталировка фигуры. Вы наконец можете избавиться от граней, начать проработку мелких деталей, черт лица,
драпировок и т.д.. Скульптуры, выбранные мной для примера весьма обобщённые по замыслу.

На этом этапе следует как можно меньше рисовать на заготовке, так как грязь от карандаша неизбежно останется на фигуре и позже придётся её удалять наждачной бумагой или режущим инструментом.

Для этой работы используются мелкие стамески разной кривизны, ножи — косяки, скальпелеобразные и богородские, церазики.

Вышкуривание

Шестой этап — вышкуривание. В некоторых случаях шлифование пропускается. Это зависит от художественного замысла, материала, степени детализации фигуры. Иногда окончательную деталировку проводят после предварительного вышкуривания. В некоторых случаях это оправдано, хотя приводит к тому, что режущий инструмент быстро тупится.

Для работы с деревом, особенно мягким или светлым лучше брать стеклянную или корундовую (красную, коричневую, жёлтую или белую) наждачную бумагу на тканевой основе, средней и мелкой зернистости. Большую помощь в шлифовании окажет бормашина с насадками из наждачной бумаги (цилиндрическими и дисковыми) и наждачными камешками разной формы. Иногда имеет смысл использовать надфили, в том числе с «алмазным» напылением.

Шлифование всегда проводят переходя от абразива с крупной зернистостью, к более мелкому.

Для этой работы вам потребуются наждачная бумага, бормашина с насадками из наждачной бумаги, абразивного камня, с «алмазным» напылением; надфили.

Детализированные и отшлифованные работы, подготовленные к отделке.

Читать еще:  Столешница искусственного дерева

Отделка

Заключительный этап — отделка. Отделка деревянной скульптуры — тема для отдельной статьи или даже монографии. Здесь следует упомянуть два важных момента : первое — некачественной отделкой можно испортить любую, самую замечательную работу (следовательно — на отделочных материалах не стоит экономить); второе — отделка всё-таки необходима так как она защищает дерево от внешних воздействий ( колебаний влажности и т. д.) придаёт ему дополнительную механическую прочность и подчёркивает художественный замысел автора.

Изложенная мной техника, конечно, не является единственной, но мне она кажется наиболее практичной, позволяя делать и простенькие фигурки, и достаточно сложные скульптуры, а, при необходимости, и многофигурные композиции.

Указанный мной инструмент используется для выполнение мелкой и средней пластики. При работе с твёрдыми породами и крупными формами могут быть использованы цепная пила, болгарка, дрель и другой электроинструмент.

Последний совет — если вы раньше не работали со скульптурой, или хотите попробовать новую технику стоит начать с простой формы.

Работы Анна ДАРБИНЬЯН

Член Московского союза дизайнеров, преподаватель резьбы учебного Центра художественных ремёсел. Начала заниматься резьбой по дереву благодаря счастливой случайности. Обучалась резьбе в центре «Ремесла России» и авторской школе Михаила Ильяева.
Анна с лёгкостью работает в разнообразных стилях, сохраняя при этом собственный творческий почерк.

Резьба по дереву. Продолжаем избавлять руки от осенней скуки!

Всем привет! После своего предыдущего поста с вырезанием слоника из куска дерева получил много полезных советов. Дабы не откладывать в долгий ящик своё новое увлечение, решил сразу приступить к вырезанию второй фигурки. Решил взять что-то более сложное. Мне давно нравится азиатская культура, в частности нэцкэ, которые я мечтаю научиться резать качественно, чтобы душа пела. Поэтому мой выбор на этот раз пал на старца — решил вырезать старичка, в плаще, с бородой, попробовать, каково это — резать фигурки людей. Вооружившись советами из предыдущего своего поста, купил липовый брусок 5 на 10 см, наточил инструменты камнем и приступил к работе.

Исходный брусок липы. Забегая вперёд — действительно мягкий, режется легко, классный материал, но есть и минусы, на такой древесине легко оставить вмятинки и коцки, которые потом сложно затирать, но это чисто моё дилетантское мнение.

Начал с разметки, не судите мой художественный талант, с рисованием я далеко не на ты, хотя всегда мечтал рисовать научиться, но как-то не складывается.

Режу специальным ножом, на этом этапе других инструментов не использую. Пока нет чёткого ощущения того, что же выйдет в итоге, по этому полная импровизация.

Вид сзади — это спина, капюшон.

Это вид сбоку, виден рукав плаща, пока грубый и непонятный.

Тут приступил к оформлению лицевой части, где будут глаза, нос, усы/борода, капюшон. Это делал ножом и фигурной стамеской.

С плаща свисают завязки.

Немного шлифанул наждачкой, чтобы прикинуть, как выходит. Мне понравилось 🙂

Делаю прорези, на подобии складок.

Результат шлифовки, пока промежуточный.

Тут манжеты и капюшон оформил выжигателем — в задумке это мех, судите сами, похоже или нет.

Теперь лак, первый слой.

Ну вот какой-то такой итог. У меня смешанные чувства. С одной стороны нравится, с другой — совершенству нет предела. Это вторая моя фигурка, которую я вырезаю из дерева, так что есть надежда, что я не самый потерянный ученик :)))

P.S. Немного погуглил между вырезанием, выяснилось, что в мире ещё много чего не вырезали из дерева и реальные возможности для творчества просто бесконечны, так что тема меня засасывает с головой. Эту фигурку я резал примерно 1,5 недели, по 2-3 часа (но не каждый день), в перерывах докупал разные принадлежности — маленькие напильнички, стамески, ножи. Увлечение становится достаточно дорогим, хорошая стамеска от 400 рублей, а хочется много и разных. Находил набор под резьбу нэцкэ — 18 тысяч 🙂 Мне пока рано, тем не менее. Приветствуются идеи для следующей работы — лучшую постараюсь вырезать и запостить недельки через 1,5-2 — руки горят уже, хочу следующую делать 🙂

Дубликаты не найдены

Наверное, для ученика неплохо, есть детальки.

Делай фотки в масштабе, ставь рядом что-нибудь известных нам размеров, так лучше представить.

Лак в этот раз куда лучше подошёл.

Сколько я видел подобных фигурок, они прям блестящие. Т.е. затонировал — хорошо, а вот сверху ещё лак для блеска бы.

Лицо выжигал ИМХО зря, не получилось. Попроси, хотя бы, художник в помощь )

ребят, простой набор под резьбу делается на наждаке и коленке. я ни одного резца еще не покупал, кроме широких прямых стамесок.

прямые резцы — куски дисковых пил по металлу/дереву, куски полотен пильных станков обрезаем как надо,привариваем кусок любой железки под рукоять, формируем лезвие аккуратно чтобы не пережечь. грубо затачиваем. делаем рукоять, точим окончательно.

фасонные-можно отжечь напильник/толстую стамеску, сформировать грубо нужную форму, закалить и затачивать уже окончательно.

для примитивного отпуска/закалки достаточно газовой горелки и полстакана машинного масла- закалка нужна на режущей кромке, весь инструмент калить незачем.

это сильно экономит средства, но что главное-на выходе получается именно то, что вам нужно.

Не хочу спорить. Более того, завидую инструменту, оборудованию и смелости (навык-то дело наживное).

Пильные диски и прочие полотна не на каждом балконе найдёшь. Болгарка, наждак и горелка (я молчу про горн) тоже есть не у всех (вот, например, у меня нет).

Таким макаром уж проще посоветовать купить бормашину (типа Профиль и иже с ними) и несколько бор-фрез. По цене — реально уложиться в 15-17 килорублей (если бормашину брать хорошую). УШМ (болгарка) + диски + наждак + камни + горелка/наковальня + материал (если своих полотен нет, то как минимум на бутылку владельцу раскошелиться придётся) встанет около 9 килорублей (зависит от марки/модели), что дешевле, но геморройнее.

Я это к чему. Каждый выбирает что ему по душе.

эм. таки вы меня не поняли. когда я занимался резьбой, вообще ничего не было,к тому же я был нищ и молод. поэтому-давайте развернуто.

*блошиный рынок подарит нужное железо почти бесплатно. если поискать, то можно и без рынка получить обломки полотен. вплоть до бесплатно- напишите на форумах, люди наверняка помогут.

*можно много чего творить с парой полотен от ножовки по металлу.

*наждак с вероятностью 100% можно найти у знакомых, там же на месте и поработать. вам он нужен для раскроя пластин и обработки после сварки.

*со сваркой-любая точка авторемонта за 50 рублей предоставит вам услуги сварщика, а за 150-сварки, наждака, болгарки и куски прутка для рукоятей найдут.

*отпуск закалка-ковать ничего не надо. задача- убрать лишнюю хрупкость и твердость до наждака и вернуть оную твердость после обтачивания.плюс не нужно опасаться пережечь лезвие в процессе работы. реально- газовая горелка за 300 рублей и пивная банка со 100 граммами моторного масла.

*древесина на рукоять- кусок любой сухой ветки подходящей толщины расколол, выбрал полость под приваренную к режущей опору, налил эпоксидки, обмотал изолентой. после высыхания клея обработал рукоять под свою руку. делается до финальной заточки, береги руки!

*тонкая заточка лезвия-шкурка от 300 и тоньше, расстеленная на листе стекла.

*правка лезвия-кусок кожи/сукна, натянутый на досочке и натертый пастой ГОИ.

на полный комплект инструмента потребуется тысяча-полторы. и много самодеятельности, от которой искренне кайфуешь.

Как вырезать из дерева зверей и птиц: описание изготовления совы и кошки, советы профессионалов

В резьбе по дереву есть элемент чуда: превращение немого материала в нечто живое, осязаемое, узнаваемое. Резьба по дереву, животные и птицы в которой появляются часто, может стать тем ремеслом, которое гармонично сочетает технику и художественное начало, «интеллект рук» и эмоциональный посыл. О том, как делать объемных животных и птиц из дерева, о необходимых инструментах и материалах вы узнаете из нашей статьи.

Читать еще:  Маленькие домики из дерева

Популярные животные и птицы у резчиков по дереву

Объемная скульптурная резьба – один из самых сложных (если не самый сложный) видов резного творчества. Декоративная анималистика развивается уже очень давно, а сегодня она переживает даже некоторое возрождение. Если вы хотите научиться вырезать внимательных сов и неповоротливых мишек, умиротворенных уточек и пронырливых лисиц, обязательно понаблюдайте за естественным поведением животных в природе. Для этого можно просто смотреть передачи на каналах о животных. Так вы познакомитесь с пластикой зверей, их особенностями, и эти наблюдения помогут в творчестве.

Резьба по дереву – сова пошагово:

  1. Ошкурьте ствол, снимите кору и оцените качество дерева. В готовой скульптуре должно остаться только живое дерево, без подгнивших участков.
  2. Если эскиз составлен вами в разных ракурсах и проекциях, работать будет легче. После того, как сова завершена, мельчайшие детали не оставлены без внимания, фигурку следует покрыть специальной лакокрасочной смесью. Птицу можно расписать красками (краскопультом или вручную).

Почему именно сидящая на пне сова? Потому что это законченная, лаконичная скульптура, которая не выглядит искусственной и приукрашенной. Возникает ощущение, будто птаха только присела отдохнуть и вот-вот взлетит на свою ночную охоту.

Мастер-класс создания статуэтки кошки

Если вы только пробуете себя в резьбе и не готовы замахнуться на сложную фигуру, начните с изготовления деревянной статуэтки кошки. Даже первый опыт в резьбе будет удачным.

Кошка из дерева поэтапно:

  1. Нарисуйте эскиз – простое изображение кошки с выгнутой спинкой. Вырежьте рисунок по контуру (удобнее делать эскиз на картоне).
  2. Эскиз нужно перенести на дерево, просто обводя кошку по контуру. Затем нужно выпилить животное по этому контуру ножовкой.
  3. Стамеска и киянка помогут обрубить форму. Грубая обработка завершена!

В данном случае фигурка простая, не требует дополнительного декора. Но ведь деревянную скульптуру можно расписать акрилом, украсить стразами и т.д.

Советы профессионалов

Объемная резьба – высший пилотаж резчика. Безусловно, мастер должен обладать неким художественным потенциалом, чутьем, вкусом. Но даже все это не даст плодов, если специалист не занимается техникой, не набирает опыта.

  • читайте специальную литературу, смотрите внимательно и с перемоткой мастер-классы в интернете;
  • вспомните, как работать с чертежными инструментами – школьный опыт будет полезным, а геометрическая резьба увеличит сферу применения ваших способностей;
  • правильно раскладывайте инструменты, имейте защитные чехлы для них и помните о технике безопасности;
  • позаботьтесь о грамотном рабочем освещении – лучше естественного света придумать нельзя, свет должен падать спереди и слева;
  • гуляйте по лесу – находите там интересно сплетенные корешки, сучки и ветки, они сами будут вам подсказывать идеи следующих работ;
  • самой ценной считается та деревянная скульптура, что не выполнена с нуля, а дополнена инструментом автора минимально.

Лучший ваш помощник – практический опыт. Начинайте с простейших анималистических фигур, не бойтесь ошибок и того, что за один день управиться будет сложно.

Фигуры из дерева своими руками: процесс резьбы. Черновая и чистовая обработка. Отделка фигурки

Украшением любого садового участка могут стать деревянные фигуры сказочных персонажей. В принципе, такие изделия можно приобрести в специализированных магазинах, однако стоят они весьма немало. Так что есть смысл потрудиться и вырезать несколько фигур для дачи или интерьера самостоятельно – тем более что после небольшой практики вы, скорее всего, наловчитесь это делать на достаточно высоком уровне.

В нашей статье мы расскажем, что необходимо приобрести для успешного изготовления деревянных фигурок, а также опишем процесс резьбы.

При наличии сноровки и должном усердии может получиться даже такая красота

Инструментарий и материалы

Инструменты резчика

Если вы хотите научиться вырезать деревянные фигуры для сада своими руками или же освоить технику более мелкой резьбы для изготовления интерьерных поделок, то в первую очередь вам необходимо озаботиться наличием подходящего инструмента. В принципе, резать дерево можно даже перочинным ножом, но новичку будет куда проще использовать специализированные приспособления.

Читать еще:  Изделия из дерева своими руками схемы

Профессиональный набор резчика

Итак, в набор-минимум будут входить:

  • Резак – нож с относительно коротким лезвием, скошенным под 35 0 . Этот инструмент является основным, поскольку применяется и для грубой обработки, и для формирования мелких деталей.

Обратите внимание! В качестве резака можно использовать практически любое достаточно прочное изделие, но лучше все-таки приобрести специализированную модель. Новичку подойдёт богородский нож, европейская модель резчицкого ножа, Pfeil Junior или аналоги.

  • Косяк – еще один нож с коротким лезвием, скошенным, как правило, на 60 0 . Косяки обычно используют для формирования орнамента на плоскостях, но деревянные садовые фигуры обычно имеют большой размер, так что свободные поверхности для украшения у вас точно будут.
  • Стамески – плоские, полукруглые и угловые. Применяются для выборки материала и формирования углубленного рельефа. Для фигурной резьбы по дереву лучше всего брать идеально острые изделия с грибовидной ручкой и чуть изогнутым лезвием.
  • Клепики – те же стамески, но с копьеобразным лезвием. Применяются для проработки мелких деталей, поскольку дают возможность делать вырез в труднодоступном месте.

Клепики с разной формой лезвия

Кроме того, если вы решили сделать целый деревянный фигурный уголок из нескольких фигур, то вам понадобятся и специфические резцы – клюкарзы, штихели, ложкорезы и т.д. Впрочем, новичку лучше осваивать инструментарий постепенно, пробуя новые методики резьбы одну за другой.

Кроме собственно инструментов резчика, нужно обзавестись такими приспособлениями:

  • Пила – для выпиливания заготовок.
  • Дрель.
  • Набор буравов на деревянных или пластиковых рукоятках.
  • Рашпили разного размера.
  • Шлифовальная машинка.

Все это поможет нам не просто вырезать фигуры животных из дерева, но и делать их максимально привлекательными.

Подбираем древесину

Каждый опытный резчик знает, что наилучшего результат можно добиться, лишь подобрав подходящий материал.

Вот почему стоит взять за правило, отправляясь на прогулки в лес, присматривать корешки, пеньки и ветки интересной формы:

  • Колоды – отлично подойдут для изготовления простых ростовых фигур. Из обычного полена можно вырезать садового гнома с минимальными усилиями, так что здесь сложная форма нам будет не нужна.

Коряга – отличная заготовка для сюжетной резьбы

  • Комли деревьев с выступающими корнями и нижними ветками – хороший выбор для изготовления зверей. Как правило, выбираются такие заготовки, у которых выступающие части повторяют форму конечностей.
  • Фигуры котов из дерева, а также некоторые другие изделия можно делать из разветвляющихся стволов.

Если же говорить о самой древесине, то использовать можно практически все.

Однако наилучшими решениями для резчика будут такие:

Тополь и ольха хорошо подходят для работы

Все эти материалы отличаются мягкостью, потому не затупляют инструмент и позволяют придавать изделию форму без дополнительных усилий.

Несколько хуже следующие варианты:

  • Сосна – слоится, иногда раскалывается под ножом, но долгое время сохраняет белизну.
  • Ель – имеет менее выраженные, чем у сосны, годичные кольца, но при этом плохо поддается резке.
  • Клен – обладает достаточно плотной древесиной, потому из него удобно резать миниатюрные фигурки (шахматы, солдатиков и т.д.).
  • Дуб – очень плохо поддается резьбе, но при этом отличается весьма привлекательным внешним видом. Нужно отметить, что стоимость качественных декоративных изделий из дуба весьма высока.

Обратите внимание! Вне зависимости от того, какую древесину вы выбрали, материал должен быть сухим и целым, т.е. не поврежденным жуками-древоточцами или гнилью.

Процесс резьбы

Подготовка к работе

Когда мы приобрели все необходимое, можно приступать к освоению методики вырезания фигурок своими руками.

Однако вначале мы беремся не за нож, а за карандаш:

Эскиз рейной совы

  • На листе бумаги делаем несколько набросков, прорисовывая основные элементы нашей будущей фигурки. Это опытные мастера могут работать «от материала» – нам же на первых порах желательно иметь заранее продуманный эскиз.
  • Если есть возможность, то разделяем будущую фигурку на несколько частей, которые затем можно будет собрать на штифтах. Очень часто по такому методу вырезают длинные хвосты животных, конечности, расположенные перпендикулярно основной плоскости и т.д.

Эскиз, пластилиновая модель и подготовка формы

  • Затем берем заготовку и отмечаем на ней основные части будущей фигурки. Конечно, полностью переносить рисунок не нужно, но основные линии должны быть у нас перед глазами.
  • Затем обрезаем части заготовки, которые не будут использоваться в работе.

Важно! Не стоит обрезать излишки точно по границе эскиза. Как правило, мастера оставляют части древесины на краях и спиливают их в последнюю очередь с уже практически готового изделия – так куда удобнее держать фигурку при резьбе.

Черновая обработка

Инструкция по черновой обработке будет следующей:

  • Вначале от заготовки отрезаем или отпиливаем все части, которые будут выходить за пределы фигурки. Наша задача – получить простую геометрическую форму, контурами повторяющую будущее изделие.

Фото результатов черновой резьбы

  • Затем на границах частей фигурки (голова, туловище, конечности) делаем пропилы, глубина которых чуть меньше требуемой по эскизу.
  • Используя нож для резьбы, начинаем формировать контуры каждой части, срезая фрагменты древесины от пропила до пропила. Удобнее всего начинать с углов заготовки, постепенно выводя каждую деталь на восемь граней.
  • Продолжаем работу, снимая с каждым разом все более тонкую стружку.

Выполнение основных форм

Чистовая обработка

После того как мы вывели общие контуры фигуры, нам необходимо переходить к формированию мелких деталей, рельефных элементов и орнаментов. Для этой цели используем не только стандартный нож, но и дополнительные резцы, которые были перечислены в предыдущем разделе.

Некоторые детали вырезаются отдельно

Важно! Тонкая работа требует применения идеально острого инструмента, потому прежде чем начать резьбу, вначале затачиваем все лезвия на абразивных брусках, а затем правим на кожаном ремне с использованием хромосодержащих паст (ГОИ и аналоги).

Чистовую обработку выполняем таким образом:

  • На черновую заготовку наносим контуры будущих элементов.
  • Края вырезаемой детали обозначаем либо с помощью проколов шилом, либо путем прореза на необходимую глубину с использованием острия ножа.
  • Затем выполняем резьбу, выбирая каждым движением небольшое количество древесины и при необходимости сглаживая углы.

Проработка мелких деталей очень важна

  • Качественно прорабатываем углубления, вначале процарапывая их с помощью копьевидных инструментов, а затем формируя края ножом-косяком или угловой стамеской.
  • Если эскиз предусматривает наличие сквозных отверстий, то вначале просверливаем паз с помощью тонкого сверла, а затем расширяем, обрабатывая края резцами.
  • На гладкие поверхности наносим рельеф из множества однотипных элементов – насечку или выборку.

Естественно, чем меньше будет размер декоративных элементов, тем сложнее нам будет работать, так что начинать лучше с достаточно крупных объектов, постепенно совершенствуя мастерство фигурной резьбы.

Отделка фигурки

Чтобы деревянные фигуры животных для интерьера и другие детали выглядели привлекательно и долгое время сохраняли свой первозданный внешний вид, их необходимо подвергнуть защитной обработке:

  • Вначале с помощью наждачной бумаги шлифуем все участки, которые должны быть идеально ровными и гладкими.

Совет! Рельефные поверхности, такие, как имитация меха или чешуи, стоит также обработать абразивом для снятия заусенцев. Но в этом случае шлифовку нужно проводить предельно аккуратно, чтобы не «смазать» текстуру.

Лакированное изделие после шлифовки

  • Протираем фигурку влажной ветошью, снимая мельчайшую древесную пыль.
  • Обрабатываем изделие морилкой или другим составом, защищающим дерево от гниения.
  • Сверху наносим несколько слоев лака, который предотвратит попадание влаги в целлюлозные волокна.

Заключение

Если вы внимательно прочли приведенные выше советы, то теперь вы в общих чертах знаете, как выпилить из дерева фигуру человека или животного. Теперь осталось лишь подобрать инструменты и материалы, просмотреть видео в этой статье для более подробного ознакомления с методикой резьбы – и можно начинать практиковаться!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector